"Невольное знакомство" -- почти отчет о рыбалке.

Обмен интересными материалами, впечатлениями. Рекомендации.
Ответить
Аватара пользователя
vertel-l
Онежский рыбак
Сообщения: 212
Зарегистрирован: 04 янв 2010, 16:30, Пн
Техника: ????????? ???????. ??????????? ????
Орудие лова: ?????? ?????
Имя: ????

"Невольное знакомство" -- почти отчет о рыбалке.

Сообщение vertel-l » 04 май 2010, 07:44, Вт

НЕВОЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО

На одном из лесных озер Карелии, среди безлюдья и настоящей дикой природы многие годы мы с приятелем охотились на щук.

В озере, глубина которого достигает сорока метров, водятся щуки двух типов: береговушки — зеленые, прогонистые, примерно до двух килограммов весом, и глубинные. Первые не представляют большого интереса, да это и понятно: поймать килограммовую береговушку не велик фокус, да и что это за трофей. То ли дело глубинная!

Широкая, с крапинками, как у лосося, по темно-медным бокам, с огромной головой, состоящей, кажется, из одних только челюстей, такая рыбина как объект охоты всегда вызывала уважение. Мы отдавали должное ее силе, осторожности, умению побороться за свою щучью жизнь, и если честно — уважали за то, что частенько оставались с носом, и наши рюкзаки до обидного плоско свисали за спиной, когда мы возвращались в город.

Нельзя сказать, что мы были новички в охоте на щук или плохо экипированы. Нет. Все, от жерлиц и кружков до спиннинга с импортными воблерами и суперблеснами, все было брошено на победу. Увы... С учетом нашего арсенала, угробленного времени и трудов счет был явно не в нашу пользу; можно сказать, мы терпели сокрушительное поражение. Хотя знали: живут в озере щуки, да еще какие!

Но, как известно, если долго мучиться...

Однажды моему приятелю пришла в голову мысль попробовать поставить продольник и наживить его рыбешками, поймать которых на удочку было делом совсем простым. План наш удался. Теперь “пролеты” стали такими же редкими, какими редкими были до недавнего времени трофеи.

В ту памятную поездку, о которой хочется рассказать, все было как всегда: приподнятое настроение от предстоящей рыбалки, радость от общения с закадычным другом — больным, как и я, рыбалкой, хорошая погода и озеро, при виде которого меня всегда посещала мысль, что оно было во веки веков и вообще родилось до сотворения мира. И еще, глядя на водные просторы, почему-то становилось немножко грустно от понимания, что все мы уйдем из этой жизни — и мои друзья, и я, и еще многие, многие поколения, а озеро останется все таким же и так же будут ловить его воды то солнечные лучи, то, успокоившись к ночи, принимать отражение колдовского звездного неба.

Базировались мы всегда в одном из старых полуразрушенных домов осиротевшей, брошенной людьми деревеньки. Сработали добротные нары, пленкой закрыли проемы окон, а буржуйка из железной бочки делала наше житье-бытье вполне комфортным, выражаясь современным языком.

В тот день мы быстро наловили в две удочки неплохих живцов. Осталось зарядить ими продольник.

Лодка у нас на озере была хоть и не новая, но настоящая килевая с двумя веслами в уключинах, сделанных, как в старые времена, из скрученных березовых виц.
Приятель сел на весла, я устроился рядом с бачком, в котором плавали периодически пытавшиеся выпрыгнуть живцы, и занялся подготовкой крючков.
Наживить продольник вдвоем дело, как говорят, техники, и уже через час мы причаливали к берегу, поглядывая на успокоенное золотое солнце, клонившееся к лесу и обещавшее хорошую погоду на завтра и скорое начало вечернего жора щуки.

Не знаю, но мне кажется, что не только со мной, но и с другими рыбаками и охотниками внутри что-то происходит, когда опускаешь в воду последнего живца, настораживаешь последний капкан или пасть на путике. В этот момент в душе зарождается надежда на удачу, на фарт. И что бы ты ни делал на берегу, нет-нет да и екнет что-то под сердцем от мысли, что на этот раз непременно повезет. И помимо своей воли начинаешь заниматься самообманом, подтасовывая приметы, вспоминая фазу луны, атмосферное давление и прочее — все, что помогает укрепляться надежде. И, отходя ко сну, уже сомкнув веки, ловишь себя на неизбывной рыбацкой мысли, по сути философии неистребимого оптимизма: “Куда ей деться!” И никак не хочется вспоминать, что есть не менее извечное рыбацкое: “Откуда ей взяться?” Это “Откуда ей взяться?” вспоминается потом, при похожке снастей поутру.

Так случилось и с нами. Выждав часа четыре после восхода солнца (время, когда, по нашим соображениям, даже привередливая щука должна была отжировать), мы сели в лодку все с той же надеждой, хотя она значительно уменьшилась и не была уже такой самонадеянной, как накануне вечером. Все-таки не зря кто-то однажды сказал, что утро вечера мудреннее. Не исключено, что это был наученный жизнью рыбак.

На первых пяти крючках мы получили “прокол”, живцы, на наш взгляд, были очень даже соблазнительными, но никто на них не позарился. На шестом было ни то ни се — щучка граммов на восемьсот. Это была та весовая грань, которая всегда вызывала колебания, брать или выпустить. В этот раз победило “миловать”, и мы отпустили щучку, которая поначалу, ничего не соображая, ткнулась головой в лодку, а потом резко ушла в глубину почти отвесно.

Я не сказал, что, проверяя продольник вдвоем, стоишь перед выбором: или узнать все сразу, или дать надежде еще потрепыхаться. Чтобы узнать сразу, будет ли трофей, достаточно хорошенько натянуть основной шнур, и если на продольнике сидит крупная рыбина, она проявит себя ответными рывками.

Мы же решили не тянуть за шнур, а идти вдоль него на веслах, испытывая судьбу у каждого крючка.

Где-то на десятом крючке живца не оказалось. Такое бывает, щука неудачно — хотя, можно сказать, для нее даже очень удачно — сорвет живца и без последствий проглотит его. Но в то же время это верный признак, что хищник кормился в этом месте, и надежда расправляет крылья: та же щука может попасться на соседний крючок, так бывало не раз.

Мы же, переезжая от крючка к крючку, все шире открывали рот: восемь живцов исчезло без следа, как будто кто-то их специально снял и отпустил. Но такое исключалось.

Уже почти машинально мы проверили продольник до конца, занятые мыслью: “Кто мог съесть столько живцов, не расплатившись?”

Похоронив, а точнее, утопив надежду, мы двинулись к берегу, делясь догадками друг с другом. Чего мы только не придумывали, но все отбрасывалось. Чудеса да и только.

Метрах в семистах от лодки я увидел, как по водной глади пошли пунктиры с ровными интервалами. Определить, что это такое, было не сложно. Так поднимается на крыло, долго разбегаясь и усердно отталкиваясь лапами, отличный ныряльщик, но плохой летун — гагара.

И тут меня осенило. Так подшутить с живцами могли только чернозобые гагары, две семьи которых постоянно жили на нашем заповедном озере.

Приятель, вечный спорщик (за что я иногда его называл полушутя - полусерьезно “поперечной шпалой”), на этот раз был со мной солидарен. Гагары — это их проделки, больше некому. Если так, рано или поздно им не поздоровится: на дурачка в жизни долго не получается.

В нашем распоряжении оставались еще две зорьки, вечерняя и утренняя. Очередную проверку продольника мы решили сделать после захода солнца, а пока на берегу заняться кто чем хочет.

Приятель ушел на болото за морошкой, которая была в самой зрелости, а мне было лень, да и комары этим летом кусали без жалости.

Вытянувшись на своем спартанском ложе и изредка отмахиваясь от комаров, я слушал, как за окном шумела листва старой, наполовину засохшей березы, и думал, как говорят, ни о чем.

Вдруг мне показалось, что я слышу слабый далекий стон. Отогнав веткой подальше комаров, чтобы они не звенели у самого уха, прислушался. Стоны повторились. Выйдя из дома, я убедился — стонет гагара и как раз на том месте, где установлен наш продольник.

Все крики гагар от мажорно-звенящего брачного “ку-ку-а, ку-ку-а” до резко обрываемого в момент ныряния “айк” мне хорошо известны. Известны и постанывания, но на этот раз они были какими-то особенно жалобными и тоскливыми.

Догадка быстро переросла в уверенность: гагара попалась вместо щуки на крючок. Надо было срочно ее спасать.

Столкнув лодку, я вскоре был у продольника. Так и есть, в дальнем конце на поверхности воды плавала гагара, явно “на привязи”. Я не сомневался еще и потому, что разделявшее нас расстояние было меньше критического, т.е. гагара, будучи птицей осторожной, свободной, никогда человека к себе так близко не подпускает.

Иногда заблаговременно поднимаясь в воздух, чаще же, изящно уйдя под воду, она всплывает далеко за пределами ружейного выстрела.

А тут гагара обреченно ждала моего приближения. Я подплывал к ней, подтягивая шнур, всем своим видом стараясь показать, что не собираюсь ее прикончить, а, напротив — спасти. Хотя в то же время сознавал, что ничего этого ей понять не дано, что эта красивая и очень мною любимая птица переполнена не просто страхом, а настоящим ужасом. И еще я просил судьбу, чтобы крючок не оказался заглоченным глубоко.

Чем ближе я приближался к гагаре, тем больше она нервничала, все сильнее распластавшись на воде, натягивала шнур, стараясь удалиться от меня.

К счастью, крючок не был заглочен, а застрял в коже локтевого сустава. Видимо, схватив клювом живца, гагара начала отплывать, шнур натянулся, и крючок, сорвавшись с рыбешки, вонзился в кожу под перо. Любая другая птица легко освободилась бы: много ли надо, чтобы выдернуть бородку крючка. Но гагаре этого не дано. Крепость кожи у нее поразительная, не зря, видимо, в старину из шкурки гагары мастерили домашние тапочки, которым, по рассказам, не было износа.

Расстояние между нами сократилось до двух-трех метров, и я уже начал высматривать поводок, который держал гагару, как вдруг пленница, презрев страх, пошла на меня в атаку. На первых порах я отпрянул, одновременно восхищаясь смелостью птицы, но потом снова начал ее подтягивать. Гагара еще больше разошлась, и можно было подумать, что это не я ее, а она меня поймала и собирается укокошить. Положение осложнялось тем, что одна рука у меня была занята, так как я держал шнур с гагарой на привязи, пытаясь подтянуть к себе, а другой совладать с двумя крыльями и клювом, никак не получалось.

Помог случай. Во время очередной атаки гагара запуталась одним крылом в шнуре, и я успел схватить ее за шею со спины. Ужас, видимо, переполнил несчастную, она перестала сопротивляться, наверное, прощаясь с белым светом.

Я не стал ее поднимать из воды, чтобы не провоцировать новую истерику, а, дотянувшись до охотничьего ножа, пошел лезвием по изгибу крючка и успел сделать малюсенький надрез, которого вполне хватило, чтобы бородка крючка выскочила из кожи.

Гагара продолжала находиться в прострации, полностью обездвиженная. Это была крупная мощная птица с абсолютно обтекаемыми формами и пестрым красивым пером.

Обтекаемость гагары была столь совершенна, что даже при наличии клюва она напоминала мне своими обводами морских львов — изящных и грациозных цирковых жонглеров. У меня было появилось желание взять у нее на память одно перышко, но, вспомнив, как крепко они сидят на коже и что “моя” гагара уже столько натерпелась, я разжал руку.

Отпрянув на метр-полтора, гагара с криком “айк” панически нырнула, но, пройдя под водой всего метров пять, снова вынырнула и, отплывая от лодки, на ходу приводила натруженное крыло в порядок. Второй раз она нырнула уже “правильно”, скомпоновавшись и появилась на поверхности метрах в семидесяти от опасного места.

Увы, мне тоже нужно было плыть в ту сторону. Грести я старался как можно спокойнее, чтобы гагара видела, что ее не преследуют, что я ей не хочу плохого. Не знаю, поняла ли она меня или нет, но очень далеко не отплывала, спокойно, как мне показалось, приводила себя в порядок, наблюдая за мной своими непроницаемыми красненькими глазками.

А когда я подходил к дому, над озером раздался ликующий крик: “ку-ку-а, ку-ку-а”! Я оглянулся. С высокого берега хорошо было видно, как рядом с “моей” гагарой приводнялась, будто маленький гидросамолет, разрезающий килем воду, еще одна абсолютно такая же птица, но с ней мы еще не были так близко знакомы.

А что касается глубинных щук... Всякий раз, натягивая шнур продольника, мы с приятелем замираем в ожидании: вот сейчас, именно сейчас будет ответный рывок, и мы поймаем вечно манящее рыбацкое счастье.

Andr
Онежский рыбак
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 25 мар 2009, 10:36, Ср
Техника: ???? ????? ??????-330 ????-5
Орудие лова: Спининг
Имя: Андрей
Откуда: Беломорск

Re: "Невольное знакомство" -- почти отчет о рыбалке.

Сообщение Andr » 05 май 2010, 20:51, Ср

Нет слов.......
vertel-l писал(а):А что касается глубинных щук... Всякий раз, натягивая шнур продольника, мы с приятелем замираем в ожидании: вот сейчас, именно сейчас будет ответный рывок, и мы поймаем вечно манящее рыбацкое счастье.
Завидую вашему упорству.

Аватара пользователя
KoT
Онежский рыбак
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 22 дек 2008, 22:08, Пн
Техника: Yamaha BR250
Имя: ????????
Откуда: Петрозаводск

Re: "Невольное знакомство" -- почти отчет о рыбалке.

Сообщение KoT » 12 май 2010, 19:22, Ср

Хороший отчёт о рыбалке :!)

Полтинник
Впервые на рыбалке
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 12 май 2010, 20:41, Ср
Техника: "????"
Орудие лова: ??????
Имя: ???????
Откуда: Нижний Новгород

Re: "Невольное знакомство" -- почти отчет о рыбалке.

Сообщение Полтинник » 13 май 2010, 18:20, Чт

Браво! Очень интересно и легко читать!

Ответить