Поездка на Сегозеро 2010

Где клевало, а где нет. Рассказы, фотографии.
Алена
Рыбак
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 20 мар 2010, 11:19, Сб
Техника: Flinc320 suzuki df 2.5 s
Орудие лова: ??????

Поездка на Сегозеро 2010

Сообщение Алена » 07 ноя 2010, 22:28, Вс

Поездка на Сегозеро 2010.

Подготовка к очередному путешествию в Карелию началась у нас еще зимой, задолго до предполагаемого выезда 28 августа. Ключевым вопросом было определение подходящего маршрута. Ведь для его решения наличие атласа Карелии, имеющегося в продаже, абсолютно недостаточно. Необходимы более подробные сведения, желательно с мест, чтобы не попасть впросак, преодолев в обе стороны около 3000 км. И если в отношении часто посещаемых мест таких как, например, Сонго и Унутозеро в Интернете достаточно информации, в основном в виде восторженных отзывов, то о Сегозере и Ондозере (запасной маршрут) сведений очень мало. И они носят в основном поверхностный характер.
Некоторые авторы с соответствующих форумов, почему-то полагают, что если кто-то интересуется возможностью проезда к тому или иному водоему, то он непременно стремится выведать секретные места. И вся Москва с Питером устремятся туда, все вытопчут, рыбу переловят и ничего никому больше не достанется. Это не серьезно. Как представляется, людей в основной массе интересуют спокойная удобная стоянка и шанс добраться до нее на имеющемся транспорте, а места ловли ищутся и запоминаются собственными усилиями, а также с помощью эхолота и навигатора. В этой связи хочется выразить огромную благодарность Игорю Верхоланцеву, который не только сообщил на форуме, что автомобильная дорога к северному побережью Сегозера существует, но и разместил там же карту с ее примерным прохождением. А в дальнейшей личной переписке дал подробное описание маршрута. Взвесив все за и против, а также приобретя необходимое оборудование в виде реечного домкрата и цепей, а также других приспособлений, на случай возможных непредвиденных обстоятельств, было не без колебаний принято решение рвануть в этом направлении.
28 августа в 7.00. два путешественника на автомобиле Ssang Yong Kyron выехали из Москвы. Первые километры по Ярославке до Сергиева Посада прошли в обычном режиме. В Верхних двориках ожидал приятный сюрприз. Раньше, начиная с этого населенного пункта и до Ростова, дорога превращалась в 2-х полоску, местами немного расширяющуюся. В этом году Дворики можно объехать по новой трассе, значительно сократив узкие места. От Ростова до Ярославля шикарная скоростная магистраль.
Покружив по Ярославлю, готовившемуся к 1000-летию ремонтом городских дорог и строительством других юбилейных объектов, выехали на вологодское шоссе. В отличие от ростовских подъездных путей эта двухполоска практически не загружена и позволяет ехать с приличной скоростью. Сделав небольшую остановку в Вологде для перекуса и закупки знаменитых молочных продуктов в магазинчике при молокозаводе, а также некоторых рыболовных принадлежностей в местном «Рыболове», двинулись дальше в направлении Вытегры. На выезде из Вологды имеется отличная заправка Лукойл. Далее по трассе лукойловские заправки встречаются в Кириллове, Липином Боре, а также самой Вытегре. Дорога до нее вполне приличная, за исключение последних приблизительно 10 км, которые представляют собой попеременно грейдер и разбитый асфальт. В самом городе дороги отремонтированы. В Вытегре существует единственная гостиница, места в которой лучше бронировать заранее. При гостинице платная парковка (80 рублей то ли за ночь, то ли за сутки). Номера экономкласса без удобств, но для путешественников, останавливающихся на ночлег, это не имеет большого значения (двухместный номер 900 рублей сутки).
В Вытегру прибыли, когда уже начинало смеркаться. Последние километры дались с трудом, т.к. глаза уже начинали смыкаться от усталости. Но удалось обойтись без Red Bull. Удобная кстати вещь в дальней дороге, эффективно снимает сонливость.
Размещение не заняло много времени. Для ужина специально были припасены деликатесные закуски и напитки, предназначенные к употреблению по случаю начала отпуска и предстоящих впечатлений. Что и было без промедления сделано, после чего путешественники мгновенно уснули. Утром, позавтракав оставшимися вологодскими продуктами, приготовились двигаться в направлении Медвежьегорска.
Однако предварительно нужно было заправить газовый баллон на семь литров для хозяйственных нужд. В Вытегре есть соответствующая заправка, которой в прошлом году мы успешно воспользовались, но на этот раз в воскресенье она оказалась закрытой. Ну да ладно, в понедельник, уже в Карелии где-нибудь заправимся, подумали мы. Это была ошибка. В Карелии заправить газовый баллон указанного объема нельзя. В Сегеже и Пудоже есть газораздача, но из-за несовпадения вентилей, надо специально договариваться, что не всегда получается.
После не слишком протяженного выезда из Вытегры, аналогичного въезду, начинается отличная трасса протяженностью 50 км, на границе Карелии и Вологодской области она заканчивается. Последующие 50 км до Пудожа дорога вполне приличная, а далее уже где как. Большинство прошлогодних выбоин отремонтировано, но ехать все же нужно аккуратно, в среднем 80-90 км в час. Неудобно на этом участке также и то, что практически отсутствуют обочины, которых не хватает, особенно в ночное время, когда стоящая впереди машина практически занимает полосу.
Перед Медвежьегорском сделали пару остановок для фотосессии в районе Онежского озера. На въезде в город заправка ТНК. Бензин и дизтопливо значительно дороже, чем в вологодской области. Следующие заправки перед поворотом на Сегежу (также ТНК), и чуть далее на самом повороте расположена какая-то внебрендовая АЗС. В Медгоре пришлось дополнительно прикупить несколько полезных вещей в местном ЦУМе. Цены по московским меркам на промтовары здесь ниже.
До Сегежи добрались приблизительно в 18.00. В лес, на ночь глядя, решили не ехать. Как стало ясно на следующий день - это было правильно. В городе теоретически можно переночевать в 3-х гостиницах, мы нашли одну из них недалеко от морского порта. Это место, кстати, также как и гостиница в Вытегре, является перевалочным пунктом по дороге из Мурманска в Москву или Питер и обратно. Приличный ночлег (920 рублей) за номер без удобств. Охраняемая стоянка на огороженной территории. Расселившись, перекусив уже без изысков и выпив для снятия стресса и усталости обычной сорокоградусной, мы решили немного прогуляться. Своеобразный городок деревянной застройки одно- двухэтажной, по-видимому, довоенного или более раннего периода, вперемежку с типовыми зданиями 60-годов из силикатного кирпича.
На следующий день нам предстояло совершить последний рывок. По километражу до места осталось рукой подать, где-то около 60 км., но этот участок занял целый ходовой день. Начало его совпадает с перекрестком на мурманской трассе. В одну сторону - Сегежа, а в противоположную – наше направление. Асфальт кончается. Его сменяет широкий, довольно ровный грейдер, но скорость приходится держать 40-60 км в час. Дорога считается республиканского значения, по которой можно доехать до Петрозаводска. Особенно забавно встречать на этой, в общем-то, лесной дороге различные знаки типа ограничения скорости, крутой поворот и т.д. Впрочем, лесовозы там гоняют быстрее 40-50 км в час. Согласно описаниям на 40-м км по спидометру сворачиваем налево на такую же вполне нормальную дорогу, которая через 20 км должна привести нас на берег Сегозера.
Вначале ехали довольно быстро и уверенно, но чем дальше, тем все более сложным становился маршрут. Главная неприятность – это, разумеется, камни, которые необходимо было объезжать или переезжать с максимальной осторожностью, чтобы не зацепиться днищем. Все равно, конечно, без этого не обошлось, но защита коробки и картера выручали. С определенного момента пришлось подключить полный привод и пониженную передачу, чтобы проезжать как можно более плавно опасные места. Скорость передвижения на отдельных участках снижалась до уровня пешехода. Часто приходилось выходить из машины, чтобы отогнуть ветки. А ближе к концу пути дорога все больше стала превращаться в редко используемое зарастающее направление. Можно сказать повезло, что выдалось сухое лето. Это обстоятельство очень упростило проходимость. Будь там по пути еще лужи с неизвестным дном, задача проезда могла бы стать значительно сложнее. Двигаясь к цели, мы ориентировались по навигатору, в котором была отмечена конечная точка. Но в целом надо держаться левее на развилках, которых, впрочем, было довольно мало.
Наконец, после примерно 17 км дорога привела к равнозначной развилке, где решено было остановиться и пройти пешком, чтобы найти конечную точку маршрута. Оставив машину, мы направились налево по более узкой дороге, следуя указаниям навигатора. И действительно через несколько сот метров увидели лежневку – скрепленные скобами бревна, уложенные в виде колеи через заболоченную местность – пойму ручья. Ура!!! Мы были у цели, выйдя на красный участок, отмеченный на карте Игоря. Далее показался мостик через ручей, сложенный из таких же бревен, после которого дорога поднялась на небольшую возвышенность и спустилась к берегу озера.
Но каково же было наше удивление, когда на берегу мы увидели палатки, в которых жили два парня и две девушки. Они добрались сюда на двух УАЗ-Патриотах, воспользовавшись той же картой. Как выяснилось позже, это был единственный выезд на берег и для стоянки мало приспособленный. Лес между ручьем и берегом представляет собой довольно темный ельник, а на берегу, камни, вперемешку с пнями и корнями деревьев, оставшимися от вырубки леса под Сегозерское водохранилище. Ребята остановились прямо на камнях, в холодном и продуваемом месте. Из разговора выяснилось – других стоянок возле воды поблизости нет, и что они через 4 дня собираются уезжать. Предложили нам выехать на берег и проехать по мелководью вдоль побережья. Но эта идея на нашем авто была не реализуемой. Да и само место для стоянки в окружении сплошного топляка и камней с очень мелким, закоряженным выходом в озеро совершенно не понравилось.
Вернувшись к машине, проверили правую отворотку. Она приблизительно через 700 метров привела на отличное место на лесной поляне рядом со старой вырубкой. Кострище и два сложенных вокруг него бревна указывали, что здесь, по-видимому, останавливались охотники. Однако до озера по тропе, ведущей через каменистую возвышенность, нужно было шагать около 1 км. В общем, пришлось призадуматься, как быть дальше, оставаться или искать счастья в другом месте. Солнце клонилось к закату. Ночевать пришлось сидя в машине.
Наутро, оценив возможную потерю времени, в случае перехода на запасной маршрут и неопределенность в отношении нового места, решили остаться и приступили к обустройству лагеря. Наличие старой вырубки позволило без труда набрать жердей для обустройства каркаса под тент, да и с дровами в дальнейшем проблем не возникало.
Осмотр места выявил наличие медвежьего помета, но первоначально никто не придал этому обстоятельству никакого значения. А когда недалеко обнаружился родник, ситуация представилась вполне позитивной.
Тропинка к озеру выходила на берег в довольно живописном месте, представлявшем собой небольшую удобную опушку, на которой впоследствии разместились наша лодка Флинк 320 с мотором Сузуки 2,5, спиннинги и другие рыболовные принадлежности. Поскольку вокруг ни души, особых опасений за сохранность вещей не возникало.
Первая разведка на воде показала, что решение остаться было абсолютно правильным. Моторизованное плавсредство позволило уходить на достаточно большие расстояния и по достоинству оценить окружающие красивейшие места.
Первая неделя, однако, выдалась сложной. Холодная погода с температурой приблизительно 3 градуса, постоянный дождь и сильный ветер, который перерос в настоящий ураган с падением деревьев, существенно затруднили рыбалку. Рыба все это время практически не клевала. Два дерева упали поперек дороги, и на обратном пути пришлось их пилить, чтобы освободить путь. Соседи наши к тому времени уехали и мы в отсутствии рыбы обошли все места в окрестностях нашей и их стоянки в поисках грибов, но их оказалось очень мало.
Наконец погода наладилась. Рыба начала брать, в основном щука, что внесло приятное разнообразие в походное меню. Но вскоре нас ждал неожиданный сюрприз. Как-то вечером к нашей лодке на берегу подбежала охотничья лайка. Стало ясно, что освободившееся место заняли новые соседи. Наутро мы их увидели на воде. Через пару дней, проходя на лодке мимо этих мужиков, ловивших хариуса на каменистой отмели близлежащего острова, увидели их жестикуляцию в нашу сторону. Подойдя ближе, разговорились. Как выяснилось, они втроем приехали из Мурманска. У одного в Сегеже проживают родственники. Но самое главное они сообщили, что утром у них на глазах медведица разорвала собаку. С ней были два медвежонка, и что по близости находится ее берлога. Сами они сегодня же уезжают. Спросили, нет ли у нас ружья, пугнуть зверя, но ружья не было.
Это была ошеломляющая новость. Сразу вспомнился медвежий помет у нашего лагеря. Наличие медвежат добавило страху. Когда первый шок прошел, стало ясно, что в тот же день в любом случае уехать не удастся. Переноска снаряжения в верхний лагерь потребует немало времени, да и как ехать в темноте по колдобинам тоже большой вопрос.
Дальнейшие наши действия, возможно, могут быть расценены как безрассудные, так как в конечном итоге мы никуда не уехали, оставшись на свой страх и риск. В качестве меры предосторожности решили перебраться ночевать из палатки в машину. Если раскинуть заднее сидение и постелить надувной матрас, получается довольно комфортно. К тому же ни ветер, ни дождь не беспокоят. Утром, взвесив все еще раз, решили не торопить события, приняв дополнительные меры безопасности. От лагеря не отходить и проявлять повышенную бдительность, перемещаясь между озером и стоянкой. Слава Богу медведей мы ни разу не увидели и не услышали. И, несмотря на опасения, пробыли еще 4 дня. После чего благополучно вернулись в Москву.
Подводя итоги можно сказать, что единственная удобная стоянка на севере Сегозера, если добираться до него на автомобиле, это та, на которой стояли мы. Недалеко от нее имеется еще избушка, сделанная из подручных материалов. Проехать к ней невозможно, и она мало приспособлена для жилья. Это скорее хибарка метра 2Х2 с маленькой полусгнившей буржуйкой. В направлении избушки от места расположения нашего лагеря ведет совершенно заросшая дорога, пригодная разве лишь для спецтехники, но она также обрывается в лесу на небольшой полянке, а далее следует тропинка.
Без мотора на Сегозере делать нечего. Даже небольшое волнение и ветер могут сделать невозможным плавание на веслах против воли стихии. В первый день на воде, когда мотор еще не был подготовлен, вышли на веслах и все бы ничего, но поднялся ветер, появились барашки и обратная дорога – всего-то около 1 км вдоль берега, заняла часа 3 с полным напряжением сил. Да и пройти ее удалось не с первой попытки, дважды ветер и волны загоняли нас обратно в маленькую бухточку, где можно было отстояться.
На озере бывают настоящие шторма. На островке перед нашим берегом стоит железный православный крест. По рассказам мурманчан несколько лет назад в этом месте два сегежских рыбака отец с сыном, борясь с волнами, сумели пристать к берегу, но попытка спасти лодочный мотор оказалась трагичной. В какой-то момент, то ли от холодной воды, то ли от других причин, у молодого парня отказало сердце.
На обратном пути в лесу уже ближе к Сегеже встретили местную девятку с двумя молодыми охотниками. То есть при определенном умении ездить по тамошним дорогам на отдельных участках, наверное, можно, но новую машину жалко.
Из трофеев щука на 3.5 кг и хариус на 1 кг. Остальная рыба была помельче, но по количеству ее было вполне достаточно. Окунь почему-то практически не клевал. В целом поездкой остались очень довольны.

Аватара пользователя
Tim
Безработный - что поймал, тем и сыт.
Сообщения: 3668
Зарегистрирован: 04 фев 2008, 16:46, Пн
Техника: Есть почти все что нужно для Карелии.
Орудие лова: спининг, удочк, жерлица, мормышка блесна
Имя: Илья
Откуда: Карелия, Петрозаводск
Контактная информация:

Re: Сегозеро, август 2009

Сообщение Tim » 07 ноя 2010, 22:37, Вс

Алена - отчет - супер! А фото будет?

Аватара пользователя
Bigfire
Егерь
Сообщения: 245
Зарегистрирован: 18 авг 2010, 19:10, Ср
Орудие лова: Все средства не наносящие урон природе
Имя: Олег
Телефон: +79165570960
Откуда: Зеленоград... Вышний-Волочёк
Контактная информация:

Re: Сегозеро, август 2009

Сообщение Bigfire » 07 ноя 2010, 23:53, Вс

Фотки где? Отчёт хороший и для новичка готовившегося в поход и для бывалого. Фотки где?

Аватара пользователя
Ser
Егерь
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 16 апр 2008, 19:24, Ср
Техника: ???????????, ????????
Орудие лова: ????., ?????? ?????
Имя: ????
Откуда: Кондопога

Re: Поездка на Сегозеро 2010.

Сообщение Ser » 08 ноя 2010, 20:27, Пн

Tim писал(а):Алена - отчет - супер! А фото будет?
Согласен! К вопросу присоединяюсь! С фотами оно веселей читается. :!: :)

Алена
Рыбак
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 20 мар 2010, 11:19, Сб
Техника: Flinc320 suzuki df 2.5 s
Орудие лова: ??????

Re: Поездка на Сегозеро 2010.

Сообщение Алена » 08 ноя 2010, 21:25, Пн

С фотографиями получилось не все гладко, постараюсь выложить позднее.

Аватара пользователя
VITEK
Онежский рыбак
Сообщения: 1054
Зарегистрирован: 23 дек 2008, 18:39, Вт
Техника: ?????? 330, yamaha 5. viking 3
Орудие лова: ???????, ???????,?????? ????
Имя: Виктор
Телефон: 89114036028
Откуда: ПТЗ
Контактная информация:

Re: Поездка на Сегозеро 2010.

Сообщение VITEK » 09 ноя 2010, 12:36, Вт

Да-а-а с фото было бы живописьней :)
Алёна, а почему вы поехали через Вологду, Пудож??? Ведь с Москвы проще и быстрее по М 18 (трасса Колла) Питер-Мурманск.
А вообще отчёт отличный, зачитался. :!)

Аватара пользователя
Леха Боцман
Егерь
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 13 авг 2010, 20:03, Пт
Техника: Касатка 335, хонда 5
Орудие лова: Спининг, донка
Откуда: Москва

Re: Поездка на Сегозеро 2010.

Сообщение Леха Боцман » 09 ноя 2010, 16:06, Вт

Присоединяюсь к товарисчам оценившим отчет :!)
VITEK писал(а): Алёна, а почему вы поехали через Вологду, Пудож???
Мы выезжали из Москвы на Питер, в Чудово на право, до Волхова, Новая Ладога и далее трасса Питер-Мурманск.(шикарная дорога)
Выехали из Москвы в 4-00. в 21-00 остановились на ночевку не доезжая Петрозаводска 40 км.
Да и еще - понял(по своей поездке) , что одной машиной в такие края ездить - скажем так -самонадеянность граничащая с холатной преступностью :)

Алена
Рыбак
Сообщения: 35
Зарегистрирован: 20 мар 2010, 11:19, Сб
Техника: Flinc320 suzuki df 2.5 s
Орудие лова: ??????

Re: Поездка на Сегозеро 2010.

Сообщение Алена » 09 ноя 2010, 21:44, Вт

В Карелии были уже не один раз. Ездили и по Питерской трассе. По нашим впечатлениям маршрут через Вытегру и Пудож менее загружен, а в Вологде отличные молочные продукты.

Аватара пользователя
Ser
Егерь
Сообщения: 656
Зарегистрирован: 16 апр 2008, 19:24, Ср
Техника: ???????????, ????????
Орудие лова: ????., ?????? ?????
Имя: ????
Откуда: Кондопога

Re: Поездка на Сегозеро 2010.

Сообщение Ser » 10 ноя 2010, 18:45, Ср

Алена писал(а):а в Вологде отличные молочные продукты.
:-) Что что, а с женской логикой непоспоришь господа I(:)I

Аватара пользователя
KoT
Онежский рыбак
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 22 дек 2008, 22:08, Пн
Техника: Yamaha BR250
Имя: ????????
Откуда: Петрозаводск

Re: Поездка на Сегозеро 2010.

Сообщение KoT » 20 ноя 2010, 13:03, Сб

Алена
Чтобы медвед не подошёл, советуют брать с собой в лес махорку или порох.

Отчёт получился хороший. Очень хочется посмотреть фотографии.

Ответить